« Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности
младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Обоснование выбора темы самообразования. Цель, задачи.
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму и помогает развитию учебно-познавательной деятельности младших школьников. В тоже время, чаще всего наиболее активно игра используется в 1 классе, а в дальнейшем происходит снижение доля игры как метода обучения и воспитания.
Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. В тоже время возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. Именно поэтому проблема взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности является актуальной.
Целью самообразования выступало изучение возможностей организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования у них универсальных учебных действий.
Задачами самообразования выступали:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы, а также передового педагогического опыта по теме самообразования.
2. Подбор диагностического инструментария и оценка уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
3. Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования универсальных учебных действий.
4. Анализ результатов педагогической деятельности и обобщение опыта.
Предполагаемый результат: обобщение опыта работы, представление методических разработок на конкурсах.
Этапы работы над темой самообразования:
1. Подготовительный этап (сентябрь 2018 г.) - определение темы, изучение научно-методической литературы, постановка цели и задач.
2. Основной этап (октябрь 2018 г. – апрель 2019 г.) – систематизация теоретического материала, диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников апробирование на практике выбранных методов, приемов.
3. Заключительный (апрель - май 2019 г.) – повторная диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников, систематизация материала по теме, обобщение, подготовка отчета.